Информация взята с "Газета.ру" // ИТАР-ТАСС
Долгожданный пассажирский лайнер SuperJet,
разработка которого началась в России еще в 2001 году, представлен в
Комсомольске-на-Амуре. Если летные испытания пройдут без эксцессов, то
лайнер сможет занять место на рынке. Однако скоро Япония может
выпустить перспективного конкурента SuperJet.
Выкатка самолета SuperJet произошла в Комсомольске-на-Амуре на
заводе компании «Сухой». После премьеры должны начаться летные
испытания гражданского детища российского производителя истребителей –
компании «Сухой». Гендиректор «Сухого» Михаил Погосян сообщил, что
испытания начнутся уже в ближайшие три месяца. Первый вице-премьер
Сергей Иванов, присутствующий на церемонии выкатки, выразил
уверенность, что уже в этом году самолет поднимется в воздух. Глава
основного на сегодняшний день заказчика SuperJet российского
«Аэрофлота» Валерий Окулов сказал, что в бюджете компании уже заложены
средства на эксплуатацию лайнера.
Этот самолет действительно
ждали давно. Дело в том, что региональный ближнемагистральный самолет
SuperJet 100 (ранее назывался Russian Regional Jet) – самый амбициозный
российский проект после распада Советского Союза. Разработка лайнера
началась в 2001 году при участии американской Boeing и Авиационного
комплекса им. Ильюшина.
SuperJet, рассчитанный на 75–95 пассажиров, должен заменить
устаревшие модели Ту-134 и Ту-154, которые активно эксплуатируются
российскими авиакомпаниями, а также составить конкуренцию канадской
Bombardier и бразильской Embraer.
На сегодняшний день уже заказано 73 самолета SuperJet. До конца 2007
года наберется порядка 100 твердых заказов на SuperJet 100, говорил в
августе глава компании Погосян. Крупнейшими заказчиками в настоящее
время выступают российские компании «Аэрофлот», заказавший 45 машин, и
Air Union. Есть у «Сухого» и первый зарубежный контракт: летом прошлого
года итальянская авиакомпания ItaLy заказала десять самолетов SuperJet
100. Эти заказы настолько воодушевили российского авиапроизводителя,
что в начале сентября Погосян озвучил довольно смелые планы стать одним
из ведущих игроков в гражданской авиации и занять пятую часть мирового
рынка региональных самолетов.
В
ближайшее время у российского самолета будут хорошие перспективы,
считают аналитики, однако через несколько лет расстановка сил на
мировом авиационном рынке может измениться, и тогда российской компании
придется считаться с новыми конкурентами. «Спрос на самолеты SuperJet,
безусловно, будет, тем более что на сегодняшний день никто новых
разработок в области региональных самолетов не ведет», – говорит
аналитик БК «Открытие» Кирилл Таченников. Есть лайнеры, созданные
Bombardier и Embraer, но они уступают SuperJet по своим характеристикам.
Есть еще более дешевый украинский самолет Ан-148, но он не прошел международную сертификацию, напоминает эксперт.
Помимо этого о планах выпустить аналог SuperJet говорили китайские и японские производители. Однако,
если китайский самолет будет интересен только своей ценой, японские
разработки могут существенно изменить баланс сил на международном
рынке. На прошедшем салоне в Ле-Бурже японская Mitsubishi Heavy
Industries объявила о планах создания регионального лайнера Mitsubishi
Regional Jet.
Самолет, который должен быть на 20% экономичнее аналогов, планируется ввести в эксплуатацию к 2012 году.
Многие эксперты связывают надежды на будущий успех SuperJet с тем, что
в проекте участвует иностранный партнер. Позиции «Сухого» укрепились
после того, как в проект SuperJet 100 вошла итальянская Alenia, говорит
руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Напомним, что в июне «дочка» итальянской Finmeccanica Alenia
Aeronautica объявила о покупке блокпакета (25% плюс 1 акция) в компании
«Гражданские самолеты Сухого», 100-процентином подразделении
государственного ОАО «Сухой». В августе Alenia и «Сухой» сообщили о
создании СП по продажам и обслуживанию самолетов SuperJet, в котором
«Сухому» будут принадлежать 49%, а Alenia – 51%. По мнению Пантелеева,
многие авиакомпании, являющиеся клиентами итальянского авиастроителя,
вероятно, предпочтут обновить и расширить свой авиапарк именно за счет
региональных самолетов SuperJet.
|